Сырье слишком дешево («Expert Online»)



Всю прошлую неделю мир наблюдал головокружительное снижение стоимости ценных бумаг на крупнейших мировых биржах. Но помимо падения стоимости акций медленно, но верно продолжалось снижение стоимости сырьевых товаров. Последний раз такой низкий уровень цен на сырье мир переживал в кризисные 2008-2009 годы, но тогда цены упали на относительно короткий промежуток времени – всего на несколько месяцев. В прошлый кризис компании, столкнувшиеся с падением цен на свою продукцию ниже уровня себестоимости, смогли пройти этот сложный период на запасах ликвидности, взяв кредит, либо получив помощь от государства. Программа количественного смягчения Федеральной резервной системы США вернула цены на сырье практически на докризисный уровень к середине 2009 года и компании продолжили работать в нормальных условиях. Но по завершении третьей, и последней, программы количественного смягчения, в конце 2014 года, сырьевые цены вновь пошли вниз. Основное внимание СМИ оказалось приковано к головокружительному падению нефтяных цен. От падения стоимости нефти сильно страдает российский бюджет, но сами нефтяные компании находятся в более-менее нормальном состоянии. Операционная себестоимость добычи на многих российских месторождениях (которые давно разведаны и возле них построена вся необходимая инфраструктура), составляет менее 10 долларов за баррель. А стоимость нефти в 40-50 долларов за баррель даже позволяет осваивать новые месторождения и работать с прибылью. Но с целым рядом других сырьевых товаров дела обстоят даже хуже, чем с нефтью. Например, алюминий, стоимость которого с 2006 года находилась в диапазоне от 2 тыс. до 3 тыс. долларов за тонну. В декабре кризисного 2008 года цены на крылатый металл рухнули до 1500 долларов за тонну и в течение первого полугодия 2009 года находились в диапазоне 1300-1500 долларов. Во втором полугодии 2009 года они вернулись к норме в 2000 долларов за тонну. Но в октябре 2015 года цена алюминия вновь упала до 1500 долларов за тонну, при этом себестоимость его производства у РУСАЛа составляет более 1400 долларов за тонну. Металлургическая компания Alcoa (третья в мире по объемам производства алюминия) 8 января 2016 года объявила о планах закрыть завод в США по выплавке алюминия, мощностью 269 тыс. тонн в год.

Стоимость никеля с 2006 года находилась выше 20 тыс. долларов за тонну и в 2007 году поднималась до рекордных 52 тыс. долларов за тонну. В конце 2008 года цены на никель рухнули до 9 тыс. долларов за тонну, а во втором полугодии 2009 года его стоимость вернулась к привычным 20 тыс. долларов за тонну. В прогнозе на 2015 год аналитики Societe Generale и Credit Suisse предсказывали его цену выше 17 тыс. долларов за тонну, а Deutsche Bank выше 19 тыс. долларов. Но цены на никель, составлявшие в начале 2015 года 15 тыс. долларов за тонну, в августе упали ниже 10 тыс. долларов, а на сегодняшний день составляют всего 8 312 долларов за тонну. При этом себестоимость производства никеля составляет от 14 до 16 тыс. долларов за тонну.




Платина, стоимость которой в кризис 2008-2009 годов падала с 2000 до 800 долларов за тройскую унцию, сегодня снова подешевела до 880 долларов за унцию. Медь, рухнувшая в цене с 7 тыс. долларов за тонну до 3 тыс. долларов в прошлый кризис, сегодня снова стоит 4,5 тыс. долларов за тонну. Стоимость нержавеющей стали на Лондонской бирже металлов (LME) в конце 2015 года снизилась до 8650 долларов с 15500 долларов за тонну, годом ранее.
Падение цен на сырьевых рынках началось задолго до «черной недели» на мировых биржах в начале 2016 года и последние плохие новости с рынков ценных бумаг только усилят этот тренд. Падение стоимости сырьевых товаров, как и в 2009 году, уже поставило многих производителей на грань рентабельности, либо хуже того, они работают неся убытки. Опасность дальнейшего снижения сырьевых цен, состоит в том, что рано или поздно начнут останавливаться производства. Для производителей не так опасна глубина падения цен, как их длительное нахождения на низком уровне. Если часть производителей разорится и возникнет дефицит сырьевых товаров, то мировые цены на них неизбежно пойдут вверх. В какой стране производства остановятся, а в какой продолжат работать – это вопрос не только эффективности бизнеса, но и протекционизма местных властей. Пока что Центральный банк России боится инфляции больше, чем остановки производств. Благо, хоть в этот раз ЦБ не стал тратить сотни миллиардов долларов на «плавную девальвацию» образца 2008 года, а дал подешеветь рублю сразу, что немного повысило конкурентоспособность российских товаров и сберегло валютные резервы.

Сегодняшнее открытие торгов, тоже не внушает оптимизма – китайские и австралийские ценные бумаги уже потеряли около 2%, более 1% теряют биржи Тайваня и Южной Кореи. Нефть марки Brent подешевела на 2% и стоит 32,78 доллара за баррель. Российский фондовый рынок, как и ожидалось, открылся значительным падением - индекс ММВБ снизился на открытии на 2,8%, а индекс РТС упал на 4,6%.