Америка против России и Китая: добро пожаловать во вторую холодную войну (The National Interest, США)



Америка против России и Китая: добро пожаловать во вторую холодную войну (The National Interest, США)8 ноября 2017 года, впервые после окончания холодной войны, на Гавайях прозвучали сирены воздушной тревоги. Эти учения были проведены в рамках программы по восстановлению системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, инициированной в ответ на потенциальную угрозу ядерного удара со стороны Северной Кореи. Однако рев этих сирен мог также символизировать приближение второй холодной войны.
Историки так и не сумели прийти к единому мнению касательно того, когда именно началась первая холодная война. В 1946 году, когда США и Великобритания столкнулись с Советским Союзом на почве гражданской войны в Греции? На поздних этапах Второй мировой войны? После государственного переворота в России в октябре 1917 года? Согласия нет и в вопросе о том, когда именно холодная война закончилась. Когда в 1986 году в своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН Горбачев отрекся от советской ревизионистской внешней политики? После официального распада СССР в 1990 году, когда место Михаила Горбачева занял Борис Ельцин, ставший первым главой новоиспеченной Российской Федерации?
Вполне вероятно, историки будущего точно так же будут спорить о том, когда началась вторая холодная война. Случилось ли это в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым, а США и их европейские союзники отреагировали на это введением санкций? Или же вторая холодная война началась с короткой войны между Россией и Грузией в 2008 году? Возможно, моментом начала второй холодной войны некоторые историки сочтут попытки Китая подкрепить свои претензии на Южно-Китайское море посредством милитаризации ряда спорных островов и рифов.
Ясно одно: за последние несколько лет то, что Ельцин в 1994 году назвал «холодным миром» между Россией и западным альянсом во главе с США, стало еще более холодным и менее мирным. Отношения между США и Китаем становятся все более напряженными — в военной, дипломатической и экономической сферах. Холодный мир 1990-х и 2000-х годов остался в прошлом. Мы вступили во вторую холодную войну.

США сохранили альянс НАТО и расширили его вплоть до границ России, несмотря на ее громкие возражения. В Восточной Азии США сохранили свои альянсы с Японией, Южной Кореей и Тайванем, продолжая реализовывать свою негласную политику сдерживания Китая и постсоветской России. В ответ на рост военной мощи Китая и укрепление его позиций США также приняли участие в Четырехстороннем диалоге по вопросам безопасности наряду с Японией, Индией и Австралией. Этот диалог считается фактическим антикитайским альянсом, частью того, что администрация Обамы назвала разворотом США к Азии в ответ на рост мощи Китая.

Все несоветские государства, которые прежде были членами Организации Варшавского договора, теперь входят в состав альянса НАТО во главе с США. Россия сумела предотвратить вступление Грузии и Украины в НАТО посредством вторжения на территорию Грузии в 2008 году, когда она выступила в интересах сепаратистской республики Осетия, и посредством аннексии Крыма и поддержки пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Кроме того, Россия пыталась консолидировать свою сферу влияния на большей части территорий бывшего СССР — не в последнюю очередь посредством создания Евразийского экономического союза, в который сейчас входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения.
Между тем Россия продолжала сближаться с Китаем. Эти две крупные евразийские державы вместе с несколькими другими странами создали свой собственный евразийский альянс — Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). В состав ШОС, которая была основана в 2001 году, входят Иран и Индия и не входят военные союзники США, за исключением Пакистана и Турции. В 2005 году ШОС отклонила заявку США на получение статуса наблюдателя в этой организации. Благодаря участию в ней Китая и Индии, в состав ШОС входят две самые населенные страны мира, а также Россия, которая является крупнейшей страной по площади территории.
Хотя формально цель ШОС заключается в борьбе с терроризмом, российско-китайское сотрудничество в военной области является центром периодических военных учений этой организации (следующие учений пройдут в России в Сентябре 2018 года). В список ключевых членов ШОС входят три страны, которых военные стратеги США называют главными противниками Америки: Китай, Россия и Иран.

Китай и Россия также занимаются укреплением своих отношений с союзниками, чтобы увеличить свои возможности по проецированию влияния далеко за пределами своих границ. Предотвратив возможную потерю крымского порта Севастополь посредством аннексии полуострова, Россия затем вмешалась в сирийскую гражданскую войну, отчасти чтобы защитить свои военные базы в Сирии.

Несмотря на возражения США и многих своих соседей, Китай объявил о своих притязаниях на использование большей части акватории Южно-Китайского моря и попытался закрепить их, построив и укрепив несколько искусственных островов. Так называемая «нитка жемчуга» — это цепочка китайских военно-морских баз, гражданских портов и баз, простирающаяся из Южно-Китайского моря до Бангладеш и порта Гвадар в Пакистане, в которой некоторые эксперты усматривают попытку Китая взять Индию в стратегическое кольцо. Китай построил военную базу в Джибути в Африканском Роге, недалеко от американской базы в Кэмп-Лемонье. Огромные инвестиции Китая в гражданскую инфраструктуру и его обширная коммерческая деятельность в Африке и Латинской Америке тоже способствуют расширению его влияния в мире, поскольку китайские компании беспрекословно подчиняются авторитарному китайскому режиму.

Гонка вооружений является еще одним свидетельством того, что мир перешел из фазы холодного мира в фазу холодной войны. Пока путинская Россия продолжает расширять свой ядерный арсенал, Китай, по всей видимости, довольствуется минимальным арсеналом для сдерживания.

США объявили о том, что они примут военные и экономические меры в ответ на развертывание Россией новых ракет, которые, как утверждает Вашингтон, нарушают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД), запрещающий крылатые и баллистические ракеты на территории Европы. Между тем некоторые представители Вашингтона убеждены, что этот договор излишне связывает руки американским вооруженным силам. Республиканские ястребы добились того, чтобы Конгресс выделил 58 миллионов долларов из военного бюджета на 2018 года на разработку крылатых ракет наземного базирования. В декабре 2016 года избранный президент Трамп написал в твиттере: «Пусть будет гонка вооружений». А незадолго до этого он опубликовал твит, в котором заявил, что США «должны существенно укреплять и расширять свой ядерный потенциал вплоть до того момента, когда мир придет в чувство касательно ядерного оружия». В свою очередь, в ходе ежегодного обращения в марте Путин продемонстрировал на экране, как сверхзвуковые ракеты, способные нести ядерный заряд, обрушились на участок, в котором многие увидели Флориду.
Вторая холодная война уже идет и в области шпионажа и саботажа. Согласно докладу Научного комитета Министерства обороны США, обнародованному в феврале 2017 года, США подвергаются кибератакам со стороны России и Китая, а также со стороны Ирана и Северной Кореи. США утверждают, что хакеры, связанные с китайским правительством, крали интеллектуальную собственность, чтобы помогать китайским компаниям. Тогдашний советник Трампа по вопросам национальной безопасности Г.Р. Макмастер (H. R. McMaster) заявил в феврале в Мюнхене, что факт вмешательства Москвы в американские президентские выборы является «неоспоримым». Кроме того, как утверждают США, иностранные государства внедрили вредоносные программы в компьютерные системы, способные влиять на работу американских электросетей. Считается, что одна из форм таких программ под названием «БлэкЭнерджи» (BlackEnergy) была разработана по заказу российского правительства и была применена для атаки на электросети на Украине.
Между тем США продолжают наращивать свой потенциал для ведения войны в киберпространстве. Как пишет издание «Нью-Йорк таймс» (New York Times), США успешно взломали системы, управляющие северокорейскими ракетами, чем спровоцировали высокий процент неудачных запусков. Считается, что вредоносная программа «Стакспет» (Stuxnet) была создана в рамках совместного американо-израильского проекта, чтобы сорвать реализацию иранской ядерной программы.
Как и в случае с первой холодной войной, сейчас, когда началась вторая холодная война, мы наблюдаем космическую гонку — или, точнее, космические гонки. Хотя США и Китай охотно рассказывают о своих амбициозных проектах по отправке астронавтов на Луну и Марс, в основе космической гонки во второй холодной войне лежат в первую очередь военные соображения. В 2007 году Китай продемонстрировал противоспутниковый потенциал, уничтожив один из своих собственных спутников в рамках испытаний, подобных тем испытаниям, которые США и СССР прекратили проводить в 1980-х годах из-за огромного ущерба, причиняемого обломками. Летом 2017 года Китай провел испытания своего ультразащищенного спутника-шпиона, в основе работы которого лежит феномен квантовомеханической спутанности, совершив рывок и обогнав США в этой области технологий. Чтобы избежать зависимости от созданной в США системы GPS, Китай создал свою собственную систему глобальной спутниковой навигации — «Бэйдоу» (BeiDou). Между тем в 2013 году Конгресс принял закон, запрещающий использовать фонды НАСА (NASA) для сотрудничества с Китаем.




После свертывания программы космических шаттлов США уступили лидерство в области пилотируемых космических полетов России, которая продолжила отправлять космонавтов на Международную космическую станцию. Поскольку у США нет возможности самостоятельно отправлять своих астронавтов в космос, им приходится договариваться с Россией об их отправке на МКС на российских ракетах. Что еще хуже, Пентагон будет зависеть от производимых в России ракетных двигателей, которые устанавливаются на американских военных спутниках, еще много лет, пока «Юнайтед лонч эллайенс» (United Launch Alliance), совместное предприятие «Боинг» — «Локхид Мартин» (Boeing-Lockheed Martin) и «Спэйс-Экс» (SpaceX) Илона Маска (Elon Musk) будут заниматься разработкой их альтернативы.

В условиях второй холодной войны противоборствующие военные альянсы подкрепляются и дополняются соперничающими торговыми блоками. В противовес широко распространенному убеждению, США начали ужесточать свой подход к Китаю еще до избрания Дональда Трампа, то есть в период администрации Обамы. К примеру, во Всемирной торговой организации Обама поддержал 23 меры по обеспечению торговых соглашений, и 14 из них были направлены против Китая.

Администрация Обамы формулировала свою торговую политику в откровенно антикитайских терминах. Заголовок статьи, опубликованной в «Ньюсуик» (Newsweek) 12 октября 2015 года, гласил: «Если США и Европа не договорятся об условиях торгового соглашения, Китай победит». Автор статьи Джуди Депмси написала следующее:

«И Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство, и Транс-Тихоокеанское партнерство направлены на формирование альянсов США — через Атлантический океан и через Тихий океан — чтобы иметь дело с Китаем… Коротко говоря, оба эти блока рассматриваются как соревнование между США и Китаем за право устанавливать правила торговли в 21 веке».
Есть мнение, что вторая холодная война представляет собой глобальную идеологическую борьбу между либеральной демократией и новым авторитаризмом, который олицетворяют Владимир Путин и Си Цзиньпин — а также Дональд Трамп. Один из вариантов этой точки зрения заключается в том, что в экономической сфере тоже идет борьба — соперничество между либеральным капитализмом, который, как считается, поддерживает «основанный на нормах либеральный миропорядок», и отвратительным государственным капитализмом или экономическим национализмом. Считается, что новый «пекинский консенсус» — то есть новая экономическая модель капитализма авторитарного государства — угрожает одновременно политической и экономической свободе.