Обострение дружбы. Ситуация на казахстанско-кыргызской границе остается сложной ("Ritmeurasia")



Обострение дружбы. Ситуация на казахстанско-кыргызской границе остается сложной ("Ritmeurasia")Президентские выборы в Кыргызстане накалили политическую обстановку не только в этой стране, что уже стало традицией, но и в соседнем Казахстане. Ряд неожиданных и неоднозначных заявлений завершающего свою деятельность на посту президента Алмазбека Атамбаева относительно Казахстана, последующая реакция казахстанских властей и сложившаяся в связи с этим обстановка на границе двух стран настолько увлекли казахстанцев, что это полностью вытеснило из общественно-политического дискурса тему дефицита горючего, до этого являвшуюся центральной.
Особенную болезненность этой ситуации придает то, что в этом году страны отметили 25-летие дипломатических отношений и 20-летие со дня подписания Договора о вечной дружбе. Спустя два десятилетия наступил момент, который позволит ответить на вопрос: насколько эта дружба прочная, не говоря уже о ее вечности.
Как поссорились Алмазбек Шаршенович с Нурсултаном Абишевичем
Поводом для выступления А. Атамбаева стала встреча казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева с одним из претендентов на пост президента Кыргызстана – Омурбеком Бабановым. Он считался кандидатом, альтернативным победившему на выборах Сооранбаю Жээнбекову – бывшему премьер-министру Кыргызстана (ушел в отставку в связи с решением баллотироваться на пост президента), однопартийцу А. Атамбаева по Социал-демократической партии Кыргызстана, являющемуся протеже действующего президента. Учитывая непредсказуемость политических процессов, происходящих в Кыргызстана, а также ресурсы, которыми обладает О. Бабанов, он представлялся вполне конкурентным кандидатом (в итоге он набрал более 33% голосов).
Эта встреча вызвала довольно острую реакцию со стороны внешнеполитического ведомства Кыргызстана, направившего Акорде (резиденция президента Казахстана) официальную ноту, и совсем не дипломатическую реакцию со стороны президента А. Атамбаева, публично обвинившего Казахстан в попытке вмешательства во внутренние дела Киргизии. Примечательно, что в августе текущего года, сразу после выдвижения С. Жээнбекова кандидатом в президенты, Н. Назарбаев встречался и с ним, однако тогда официальный Бишкек никак не отреагировал на эту беседу.
Надо отметить, что это не первое резкое заявление, сделанное А. Атамбаевым в отношении ближайших соседей. Во время визита в Брюссель в феврале текущего года, выступая на телеканале Euronews, кыргызский президент заявил, что по вине Казахстана, в 2010 году усилившего приграничный контроль, в Киргизии были человеческие жертвы. Помимо этого, он допускал довольно резкие высказывания в адрес казахстанских чиновников.
«Остапа понесло»
Но на этот раз А. Атамбаев очень серьезно поднял градус взаимных претензий. Следует сказать о том, что в Центральной Азии, да и вообще на Востоке, внешнеполитические отношения довольно специфичны. Традиционно соблюдается дипломатический политес, лидеры предпочитают выяснять разногласия за закрытыми дверями, а на публику выносится лишь официоз или позитив. Подчеркивается взаимное уважение, говорится о единстве и братских отношениях ближайших соседей.
Практически никогда политики региона не позволяли себе переходить на личности. Но А. Атамбаев отличился, пройдясь и по возрасту Н. Назарбаева, и по его видению развития страны. Более того, президент КР прошелся и по казахам в целом, представив кыргызоцентричную модель генезиса казахского народа.
Наконец, в день выборов, выступая на брифинге для прессы и отвечая на вопрос о приграничной ситуации, А. Атамбаев озвучил два тезиса, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, он напомнил, что казахстанский бизнес (читай: элиты) владеет месторождением меди Бозымчак и золотоносным Джеруем. «Я не знаю еще, кто и кому должен месторождения Бозымчак и Джеруй, которые за копейки проданы казахам», – отметил А. Атамбаев.
Во-вторых, он не исключил возможность созыва внеочередного заседания ЕАЭС: «Я могу сказать, если через пару дней после выборов ситуация останется прежней, то я, как президент Кыргызстана, потребую внеочередного созыва заседания глав ЕАЭС. У меня есть такое право по уставу ЕАЭС, потому что нам надо определиться, работает ЕАЭС или нет». Таким образом, двусторонний конфликт имеет все шансы выйти за границы и вовлечь в свою орбиту других участников ЕАЭС.
Необходимо отметить и еще один момент. Казахстанско-киргизским эксцессом поспешили воспользоваться политические проходимцы. Так, беглый олигарх Мухтар Аблязов, скрывающийся от казахстанского правосудия, опубликовал статью «О Кыргызстане и рисках отката к прошлому», в которой обвинил власти Казахстана в попытках добиться смены политического курса соседей и способствовать их откату к авторитарной системе.



Реакция Казахстана – «режим Онищенко»
Эти заявления не могли оставить равнодушным Казахстан. Что касается властей, то первая реакция пошла по дипломатическим каналам. МИД страны заявил: «Мы обратили внимание на данное высказывание президента Кыргызстана и в настоящее время ожидаем разъяснений от кыргызской стороны». Также следует обратить внимание на одну немаловажную деталь. Вскоре после заявления А. Атамбаева Пограничная служба Казахстана, согласно официальному пресс-релизу, «…начала проведение плановой пограничной операции по всему периметру государственной границы, в том числе на казахстанско-кыргызском участке». Обычные пограничные операции – досмотр лиц, транспортных средств, грузов и товаров, пересекающих границу, - стали проводится с особой тщательностью. Видимо, дополнительным аргументом в пользу усиления приграничного контроля стала информация о «фактах подготовки массовых беспорядков в день выборов со стороны отдельных политиков с привлечением криминала», озвученная самим А. Атамбаевым 9 октября.
В результате на казахстанско-кыргызской границе образовались большие очереди из большегрузных автомобилей, прохождение границы гражданами двух стран также стало занимать значительно больше времени. Одновременно с этим в Казахстане началось проведение оперативно-профилактического мероприятия «Нелегал-2017», по выявлению зарубежных граждан, нарушающих правила пребывания в стране.
Наконец был введен запрет на поставки молочной продукции из Кыргызстана в связи «с усилением ветеринарного контроля», что живо напомнило методы действий в аналогичных ситуациях бывшего руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко.
И хотя казахстанские чиновники неоднократно официально заявляли, что никаких специальных мероприятий в отношении граждан Кыргызстана не проводится, а поставки кыргызстанской продукции ведутся на общих основаниях, многие наблюдатели и эксперты связали эти решения с «обострившимся полемическим задором» А. Атамбаева.
Объективности ради надо отметить и то, что реакция казахстанских обывателей на приграничные события тоже была неоднозначной. Одни посчитали ситуацию на границе не случайной, а целенаправленно созданной и оценили эти меры как неоправданно жесткие. Некоторые поддержали выступление А. Атамбаева в части оценок экономического развития Казахстана. Другие абсолютно не разделили его высказываний, одобрив меры казахстанских властей, и даже высказались за их ужесточение.
Мнения казахстанских экспертов
Что касается мнений казахстанских экспертов относительно сложившейся ситуации, то они делают упор на внутриполитической составляющей конфликта (оценки были даны накануне выборов в Кыргызстане).
«Со стороны Атамбаева и его кандидата Жээнбекова это – часть антиказахской истерии, на волне которой они пытаются создать образ «внешнего врага» и использовать его для объединения наиболее радикально националистической части своего электората», – отмечает доктор исторических наук специалист по Центральной Азии Александр Князев.
Эксперт Марат Шибутов полагает, что «…Атамбаев, делая выпады в отношении Казахстана, руководствуется сугубо партийными и личными интересами. Дело в том, что он настолько испортил отношения с конкурирующими политическими силами внутри страны, что теперь боится за свою судьбу после выборов. Для него жизненно важно, чтобы президентом стал выдвиженец от СДПК Сооронбай Жээнбеков. Только это спасет его от уголовного преследования в будущем. Именно поэтому встреча Бабанова с Нурсултаном Назарбаевым вызвало в нем такое раздражение».
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК доктор политических наук Юрий Булуктаев видит в конфликте политтехнологическую составляющую: «Что, если выступление кыргызского президента – это банальный политтехнологический ход в преддверии выборов 15 октября? В этом случае такой прием может квалифицироваться как черный пиар, то есть целенаправленные действия, результатом которых является ухудшение имиджа противника (в данном случае одного из претендентов на президентский пост О. Бабанова)».
Что в итоге?
Сразу после оглашения итогов выборов журналисты задали С. Жээнбекову вопрос о том, как он намерен урегулировать сложившую ситуацию с Казахстаном. «Мы должны уважительно относиться к суверенитету и независимости каждого государства, и мы будем так и относиться», – ответил вновь избранный президент Кыргызстана. Казахстан он назвал «Богом данным соседом», подчеркнув, что проблемы на границе являются временным явлением.
И хотя С. Жээнбеков не назвал конкретные пути устранения этих проблем, ясно, что разрешение эксцесса станет одной из приоритетных задач для нового главы Кыргызстана. Слишком много взаимных интересов связано с приграничным вопросом. И то, как он разрешит сложившуюся ситуацию, покажет уровень его политического мастерства.

"Ритм Евразии"
Антон МОРОЗОВ