Как поведут себя страны Средней Азии, если на Россию нападет Китай?



Бишкек АИФ. Наиболее масштабные за весь постсоветский период внеплановые учения, проходящие на Дальнем Востоке, дали мощный толчок отечественной экспертной мысли. С одной стороны, ДВО – не первый военный округ, где президент Путин и министр обороны Шойгу подобным образом проверяют боеспособность. С другой стороны, 160 тыс. солдат и офицеров – не шутка, а рядом Китай. И хотя там же находится куда более вероятный противник России — Япония, эксперты, коим в силу разных причин близка тема китайской угрозы, именно о ней и вспомнили. Причем даже до учений.

Незадолго до их начала военный эксперт Александр Храмчихин опубликовал в своем блоге сценарий нападения Китая на РФ, о котором уже писал на днях "Росбалт". Согласно этому сценарию, многомиллионная армия Китая захватывает российский Дальний Восток и половину Сибири в считанные недели, а "ядерный щит" Отечества оказывается несопоставим по числу боеголовок с аналогичным арсеналом КНР, после чего Россия капитулирует, принимая условия Китая.

Другие российские эксперты, с которыми "Росбалт" побеседовал на эту тему, были почти единодушны — такой вариант развития событий сегодня маловероятен. Тем не менее, нам этого показалось мало, и мы решили побеседовать еще и с экспертами из Средней Азии.

Общеизвестно, что этот регион является сферой особых интересов не только для России, но и для Китая, который видит в Средней Азии альтернативный источник энергоресурсов на случай блокады американцами морских поставок нефти из стран Персидского залива. В регионе уже действуют несколько трубопроводов в Китай: в частности, нефтепровод Атасу-Алашанькоу из Казахстана и газопровод из Туркмении; причем сеть поставок развивается. Не будет также преувеличением сказать, что китайские компании являются подрядчиками большинства инфраструктурных проектов в странах региона, и что здесь уже сформировано довольно мощное китайское лобби.

Вопрос, который мы задали среднеазиатским экспертам, звучал следующим образом: как поведут себя их страны в случае гипотетического военного столкновения РФ с Китаем?

Надо заметить, что, как и их российские коллеги, они сочли нужным сходу указать на маловероятность подобного столкновения в обозримом будущем, и высказали сомнение в необходимости рассуждать на эту тему.

"Как на самом деле поведут себя страны региона в случае таких военных действий, написано в их секретных военных планах и является государственной тайной, которую никто не будет оглашать в печати, — заметил глава представительства Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов. – Ну, а строить предположения просто так — на мой взгляд, это путь к увеличению количества информационного шума в мире".

По мнению киргизского политолога Айбека Султангазиева, гипотетически, чтоб начать войну КНР должен развернуть в регионе крупные военные силы. Но перед этим китайцы попытаются переформатировать политическое поле в Центральной Азии, приведя в действие свое лобби. "В экономическом плане китайцы уже имеют явное преимущество и контролируют ряд важных отраслей ЦА, в том числе и нефтегазовый сектор. Но надо учесть историческую память народов региона, которые в свое время предпочли Цинской империи Россию. Тем более, что опыт Восточного Туркестана и политика ассимиляции не очень привлекателен для жителей региона".




Синофобия в Центральной Азии имеет глубокие исторические корни и в настоящее время разгорается с новой силой, отмечает Султангазиев. "Думаю, что страны ЦА сплотятся с РФ и будут воевать с китайцами, а руководство, пусть даже купленное китайцами, не сможет повернуть свои народы против РФ, поскольку из "двух зол" меньшим для них является российское".

Политолог также призывает учитывать в подобных прогнозах фактор радикального ислама, носители которого одинаково не любят РФ и КНР. "Если между последними начнутся боевые действия, то регион превратится в театр сражения трех сил. При этом, китайский тыл будет под постоянным ударом со стороны уйгурских сепаратистов и других националистических группировок. Нет также гарантий, что останется спокойным Тибет. Одним словом, китайцам придется воевать на несколько фронтов, а Пекин этого не выдержит, несмотря на свою экономическую мощь", — резюмирует Султангазиев.

Тем временем, на тему гипотетического российско-китайского военного столкновения высказался российский эксперт Михаил Делягин. По его мнению, подобные прогнозы способствуют достижению главной задаче США в отношении России – разрушению ее стратегического партнерства с Китаем. Причем, считает он, "дело не в нас, а в непреклонном стремлении американцев ослабить своего основного конкурента – Китай, окружить его "кольцом враждебности".

"Прошлая попытка, предпринятая Хиллари Клинтон, была циничной, беззастенчивой и откровенной, — пишет Делягин на своем сайте. — Именно она провозгласила "перезагрузку" отношений с Москвой и добилась от нашего руководства детской радости по этому поводу. А затем американцы изящным жестом шулера предъявили суть "новой эры": требование немедленно поссориться с Китаем".

Разумеется, никакие встречные шаги и, тем более, компенсации не подразумевались, продолжает эксперт. "Как туземцам достаточно блестящих стекляшек, так и коррумпированной российской бюрократии, по мысли Клинтон и компании, достаточно одобрения реальных держателей их активов, выведенных этой бюрократией на Запад".

Однако, предполагает Делягин, новая администрация Обамы будет провоцировать разрыв России и Китая более элегантно. "Не исключено, что Кремлю предложат стать ассоциированным членом НАТО, — допускает эксперт. — Разумеется, при этом мы не получим возможностей влияния на этот военный блок: все значимые решения по-прежнему будут принимать в Вашингтоне. С точки зрения рекламы это весьма выгодно, и наше руководство легко может клюнуть, не подумав о неизбежной реакции Китая".

Сделать какой-либо общий вывод на основании всего вышесказанного не представляется возможным. Можно лишь в очередной раз констатировать: со страной, где горизонт планирования не превышает трех лет, может произойти все, что угодно. И речь тут, разумеется, не о Китае.

Михаил Александров