Турция - раскол как травма при рождении (Еuroua.com)



Турция - раскол как травма при рождении (Еuroua.com)Президент Турции Эрдоган призывает турок к единству. Но для этого уже давно поздно, считает Даниэль Хайнрих.

Элитный ночной клуб Reina в популярном для вечерних вылазок стамбульском районе Ортакей считают первым местом собрания красивых и состоятельных жителей мегаполиса. Основными признаками клуба, расположенного непосредственно на побережье Босфора, есть черные лимузины перед входом, "кусачие" цены за вход и глубокие декольте посетительниц. Если говорить категориями правящей консервативной Партии справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана, все это в целом и полностью противоречит пропагандируемым представлениям общественности о том, как должен жить образцовый турецко-мусульманский гражданин.

Раскол Турции небывалой глубины

39 посетителей клуба потеряли в нем в результате нападения новогодней ночи свою жизнь. Прежде всего оппозиция после террористической аткати объявляла предположение, что вероятный нападающий чувствовал себя мотивированным убивать благодаря распространяемой в рождественско-новогодний период риторике, в которой доминировали исламисты. В своей первой речи, провозглашенной после нападения, турецкий президент Эрдоган уделил особое значение призыву к единству Турции.

Но подождите: "единство" в Турции? Это предложение выглядит почти как шутка, ведь настолько наглая. Если сегодня рассуждать о Турции, то приходится вспоминать много разных групп. Можно вспомнить суннитов, алевитов, курдов, фанатов Эрдогана, ненавистников Эрдогана, религиозных людей и нерелигиозных. Про все эти группы можно говорить много, но чего о них нельзя сказать, так это то, что они едины.

Это вина не только самого Эрдогана или его партии, это вина всей политической элиты государства: раскол республики уходит корнями в годы основания турецкой республики, она в какой-то мере является травмой, полученной Турцией при рождении. Тогда, в 1920-е годы, основатель государства Кемаль Ататюрк, опираясь на помощь армии и маленькой, городской элиты, навязал преимущественно сельскому и консервативному большинству турецкого населения перевоплощения жизни на западный лад.




Из протеста против этой политики консервативной части общества позже созрел политический ислам. Он вылился наконец в 2002 году в победу Партии справедливости и развития на выборах в турецкий парламент и формирования ею правительства.
Борьба за "правильный" образ жизни

Через 15 лет после этого можно констатировать: что касается пренебрежения "другой" части общества, сторонники Эрдогана с одного и кемалисты - с другой стороны - похожи друг на друга как никогда. Это же касается и их стремления навязать всей стране их собственный, "правильный" стиль жизни.

Президент Эрдоган сегодня уже говорит, что не допустит поляризации турецкого общества. Учитывая турецкую историю и недавние события это звучит настолько оторвано от реальности как никогда.

Попытка путча прошлого года, массовая волна арестов, последовавшая за ней, жертвами которой стали прежде всего сторонники проповедника Фетуллаха Гюлена, опять распаленный курдский конфликт с его тысячными жертвами и, не в последнюю очередь, приступы так называемой "Исламского государства" и террористической организации "Рабочая партия Курдистана", способствовали тому, чтобы Турция стала настолько далека от единства, как это редко случалось в ее уже скоро столетней истории.

Если за призывами Эрдогана не будет решительных политических действий с целью преодоления пропасти между частями общества, его слова останутся тем, чем они являются сейчас: пустыми заявлениями политика.