С.Чериков: Кому чистить авгиевы конюшни бывших режимов Кыргызыстана?



Бишкек АИФ. Один из местных непровластных сайтов процитировал высказывания участницы джалал-абадского бунта, "матери-героини" Анархан Дыйкановой, слова которой как в миниатюре, отражают нравы тех, кто считает себя правыми в деле защиты депутата-заборолаза К.Ташиева от правосудия. Это не что иное, как зов протестантско-бунтарской крови сторонников непробиваемого регионализма, изначально настроенного против всякой цивилизованной центральной власти. Точнее - потомков кокандского наследия, до сих пор не способных смириться с потерей былого средневекового феодального диктата на территории далеко на восток и север от Ферганского хребта. К сожалению, это не отвлеченные сентенции на тему истории, а реальность. Мало того, психология сего регионалистского мракобесия такова, что она ни при каких обстоятельствах не желает воспринимать иное существование вещей.

Подобная психология чревата тем, что в открытую переходя на политическую плоскость, начинает реализовываться в поведении и поступках определенных групп населения. Что мы и видели на примере последних антиправительственных выступлений на юге страны. О том, что выступления были не только подготовлены и профинансированы, но и идейно оснащены, ярко свидетельствуют следующие слова той же "женщины-героини": "Президент [Алмазбек] Атамбаев пришел к власти путем массовых акций протеста. Кроме того, он захватил Белый дом. Так почему мы не можем протестовать, а?", и никаких гвоздей. Ясно, что в уважаемых в своем округу, увешанных знаками материнской доблести, и, тем не менее, нагло захвативших государственное учреждение женщинах кто-то искусно возбудил вышеупомянутый зов крови, снабдив их простецкими аргументами. Вдобавок ко всему, политтехнологи жеты-огузского и жалал-абадского бунтов учли другую незыблемую черту кыргызского менталитета, заключающуюся в том, что женщинам, детям и акскакалам даже грубить не положено, не то чтобы применить против них военную силу. Вооружившись сим убойным ментальным законом, которому подчинены все без исключения, включая милицию, спецназ и ОМОН, "матери-героини", не выбирая средств, смело "зачистили" облгосадминистрацию, позорясь при этом и искажая на весь мир истинный образ кыргызской женщины, издревле хранящей мир и покой.

Как при таком восточном, нигде больше не существующем, и до конца другими не постигаемом хитросплетенном менталитете народа вести себя президенту-романтику А.Атамбаеву, кому выпало тяжелейшее наследство сохранить это государство после двадцати лет зубодробительных экспериментов? Предвижу истошный вопль и злорадствующий визг оппонентов. Но одно дело - ворчать и брюзжать со стороны. Совсем другое – управлять страной, двигать хозяйство-экономику, вселить в людей хоть какую-то надежду на справедливость.




В этом смысле эмоциональная речь президента Кыргызыстана на церемонии закладки фундамента каскада Верхне-Нарынских ГЭС стоит того, чтобы процитировать ее. "Разве можно за 1,5 года исправить то, что было за 20 лет? Вот, вы, нарынцы, вы - скотоводы. Разве можно очистить от навоза сарай для овец, который засорился за 20 лет? Нет, этот навоз уже затвердел как камень. Кыргызстан - больше, чем камень". "На судей давят, других тоже притесняют. Некоторым нарушителям закона хотят дать "Ак-Шумкар" (высший государственный наградный знак, вручаемый при присвоении звания "Героя Кыргызыстана". - Примечание автора). ОБОН даже уже в парламенте ходит, не только на улицах. Куда идет Кыргызстан?".

Замаскировавшихся в сторонников решительных реформ критиков президента Атамбаева порою понять невозможно не потому, что они просто желчью изводятся. Их суждения, если с них убрать словоблудствующую шелуху, в действительности сводятся к тому, то страну следует превратить в большой концлагерь, а противников власти и тех, кто тормозят реформы – душить и жечь в газовых камерах и крематориях наподобие Дахау, Освенцима при Адольфе Гитлере. Но Кыргызыстан – демократическая страна и этого не видит только слепой. "Островок демократии" никуда не исчез и здравствует в режиме реального времени, в круговерти мировых, региональных и внутренних вызовов. Обвинить кыргызскую власть можно разве что за ее стремление все внутренние и внешние проблемы решить в рамках римского права. Хотя у нас – Азия и азиатский менталитет. Посему, послеапрельскому режиму при всем старании, даже имея семи пядей по лбу, не удалось бы за полтора года реального властвования в конституционном поле очистить авгиевы конюшни, оставленные бывшими. Но врубятся ли в эту истину вечные "дормидонты народные", закостеневшие правдолюбы?

Уже не секрет, что отдельные кыргызские "дормидонты" перевороты и революции превратили в профессию, а черный пиар, стихийные митинги и бунты – в метод давления на власть с одной лишь единственной целью доползти до искомого властного кресла. Конечно, сие они в открытую не говорят, а делают, прикрываясь злободневными и актуальными лозунгами. Фарисейство высшей пробы!

Ну, а характер, содержание и цели последних тревожных событий в Кыргызыстане наиболее точно обрисовал молодой политолог Азамат Темиркулов: "Несколько факторов мобилизации были сгруппированы вместе. Вопрос освобождения К.Ташиева поднимался его родственниками, но помимо этого были и другие факторы, которые хотели использовать сложившуюся ситуацию в своих целях. Не стоит исключать, что в эту ситуацию были вовлечены те, кто сейчас находятся в бегах, те, на кого открыты уголовные дела, и те, кто уже получили сроки. Конечно они не заинтересованы в том, чтобы такая ситуация в отношении них продолжалась, они заинтересованы в том, чтобы в Кыргызстане сменилась власть".

Садырбек Чериков, политаналитик

Источник - ЦентрАзия