Украина и Грузия не проходят визовый «фейсконтроль» Европы



Украина и Грузия вот уже долгое время ждут, когда наконец Европейский союз согласится предоставить им не то что заветное членство, но хотя бы простой безвизовый въезд. Но насколько еще хватит терпения у Киева и Тбилиси? Еще в середине декабря прошлого года представители Еврокомиссии заявили, что весной 2016 года в силу вступят новые правила поездок в страны Европы для украинцев и грузин (за исключением тех, кто отправляется на заработки). На первый взгляд благоприятному решению содействовало то, что и Украина, и Грузия выполнили свои обязательства, оговоренные членами Европейской комиссии.

«Зачет/незачет»?
На тот момент Еврокомиссия уже поставила оценку «признано достигнутым» под четырьмя пунктами второго этапа плана по визовой либерализации:
Введение биометрических паспортов;
Интеграция с Европейским союзом в вопросах контроля над границами, иммиграцией, а также создания института политического убежища;
Обеспечение должного уровня общественного порядка (борьба с коррупцией в том числе);
Обеспечение основных прав человека.
Можно сказать, что «сессию» Украина и Грузия как минимум на «хорошо», если не сказать больше: Европа сделала своего рода «поблажки» как Киеву, так и Тбилиси. Так, украинская сторона не признает вхождения крымского полуострова в состав России и не контролирует часть границ с нашей страной, а Грузия в то же время не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на это, ЕС был засчитан пункт №2 в безвизовом плане.
Обе страны после этого уже чуть ли не считали себя одной ногой в Европе. Так, бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк поздравлял своих соотечественников с грядущим подписанием безвизового соглашения с Европой:
Украина выполнила все требования для введения безвизового режима с ЕС. Это результат совместной работы президента Украины, правительства и парламента. Когда мы работаем вместе, у нас всегда все получается. И это огромный шаг вперед в настоящую европейскую интеграцию, когда украинские граждане смогут без виз путешествовать по территории нашей Европы. Подчеркиваю — нашей Европы, потому Украина — это часть великой европейской семьи.
Грузия, в свою очередь, также отмечала успех и одобрение своей работы Еврокомиссией. По словам премьер-министра Ираклия Гарибашвили, его страна смогла открыть дорогу в союз европейских стран, пройдя последний этап (как казалось всем) пройдет достойно и уверенно.
Вот только весна уже прошла, а так называемая европейская семья не спешит выполнять данные в прошлом году обещания. Мало того, рассмотрение вопроса о предоставлении безвизового режима не просто переносится «до лучших времен», вопрос об этом вообще в ближайшее время, скорее всего, подниматься не будет.
«Пересдача»
10 июня в ходе дискуссии совета министров внутренних дел, а также министров юстиций стран-членов Европейского союза так и не было принято четкого решения о том, когда же начнет действовать безвизовый режим для Украины и Грузии. Как отмечает газета The Wall Street Journal, отмена виз была заблокирована немецкими, французскими и итальянскими представителями. Причина – миграционный кризис в Европе, и так уже создавший напряженность среди стран Шенгенского соглашения.
Немногим ранее бельгийский государственный секретарь по предоставлению убежища и миграционной политике Тео Франкен уверял, что в сложившейся европейской ситуации было бы неразумно предоставлять странам безвизовый режим – то есть время для либерализации выбрано не самое удачное.
Действительно, учитывая возникшие после признания Германией геноцида армян в 1915 году трения между Меркель и Эрдоганом, которые грозят минимизировать участие Турции в «фильтрации» потока беженцев, ситуация наблюдается далеко не радужная.
Основные опасения ЕС, связанные с Украиной и Грузией, сводятся к тому, что в случае заключения соглашения о безвизовом въезде Европе угрожает дополнительный поток иммигрантов из Украины и активизация криминальных группировок – в Грузии. Все дело в том, что после принятия в 2005 году грузинским парламентом закона «О борьбе с организованной преступностью», согласно которому в тюрьму можно было сажать, «воров в законе» не за определенное преступление, а за принадлежность к «воровскому миру», в Европу сбежало немало лидеров грузинских группировок ОПГ. Не исключают европейские политики, что безвизовый режим просто откроет двери и «рядовым бойцам» из Грузии.
Как показывает практика, после отмены виз для новых стран, рост числа заявок на предоставление убежища действительно возрастает. В 2009-2010 годах, когда были отменены визы для Сербии, Македонии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговины, согласно данным исследовательского центра European Stability Initiative, число запросов от выходцев из балканских стран возросло с 9 тыс. до 25-33 тыс. в год. Именно по этой причине Франция и Италия три года назад выступили за принятие механизма, позволяющего прерывать в подобных ситуациях действие безвизового режима с третьей страной.
«Сама по себе отмена виз для 3,6 млн граждан Грузии не таит в себе опасности наплыва огромного числа незаконных иммигрантов, но когда с одной стороны 77-миллионная Турция, а с другой — 45-миллионная Украина, тут уже европейцы начинают думать»,–говорит бывший ректор Дипломатической академии Грузии Иосиф Цинцадзе.
Вполне естественно, что Европа не хочет пока что брать на себя ответственность еще за несколько стран: Украину и Грузию, к которым присоединяется еще и Турция, и Косово, ждущие одобрительной отмашки от ЕС. Но дабы не терять доверие перечисленных стран, дабы не убивать надежду, Евросоюз начинает придумывать все новые порядки и условия для отмены виз.




На этот раз в законодательство о либерализации визового режима будет внесен следующий пункт:

- В экстренных случаях либерализация виз должна быть приостановлена, а все те, кто в это время будут находиться на европейской территории (украинцы, грузины и др.) сразу же вернутся домой. Достаточно удобный пункт. По сути, получается, что Европа сможет в любой момент без особых оснований просто вернуть гостей своих стран обратно, сославшись на какую-нибудь непредвиденную и крайне опасную ситуацию. Уровень опасности ЕС также будет определять самостоятельно.
Стоит также отметить очевидную неслучайность того, что предложила внести данный пункт в законодательство представитель МВД Германии Эмилия Хабер. Итак, в случае, если необходимые поправки смогут быть приняты до начала июля, когда Европарламент проведет последнюю сессию перед летними каникулами, тогда (и это в лучшем случае) рассмотрение визовых вопросов начнется в сентябре.
Опять это коварное и ничего, по сути, не значащее европейское «если».
«Отчисление»
Пока страны борются за отмену виз, выполняя всяческие требования Европы, Россия уже смирилась с тем, что нашим соотечественникам никакой безвизовый режим и не светит. Хотя сейчас снова появились разговоры о том, возможно ли введение безвизового режима между нашей страной и Европой. И это естественно, ведь начался период летних отпусков.
Сегодня участились случаи, когда нашим соотечественникам не предоставляют долгосрочного Шенгена, возвращая на руки паспорт либо с крайне малым допуском в европейские страны (от 3 месяцев до полугода), либо вообще с визой «под билеты» - со дня начала поездки и до дня окончания. И речь идет не только о российских туристах – с людьми, отправляющимися в командировку, история повторяется все та же.
Но на все это можно посмотреть и с другой стороны: так ли плохо, что Европа отгораживается от России? Гнаться за ней с тем же рвением, что демонстрирует, к примеру, Украина, мы не станем. У нашей страны появляется все больше причин усиленно развивать внутренний туризм, завлекать на наши курорты не только россиян, но и иностранцев. Ведь в России так много хороших и красивых мест! Как говорится, когда закрывается одна дверь, где-то открывается другая, стоит только по сторонам посмотреть.