Европа-Россия: "общий дом" невозможен (Les Echos, Франция)



Никогда с момента завершения холодной войны отношения между двумя частями Европы не были такими напряженными, пишет Жак Юбер-Родье в статье, опубликованной в газете Les Echos.

"Можно распрощаться с "общим домом", который хотел построить Михаил Горбачев, чтобы создать общность судеб между СССР и Европой. Сегодня, напротив, мы являемся свидетелями возвращения напряженности и перевооружения обеих частей Европы. Спустя 30 лет после перестройки три бывшие советские республики, Литва, Латвия и Эстония, приняли решение вступить в Североатлантический альянс, две другие, Грузия и Украина, наладили с НАТО тесные отношения. А масштабный проект по созданию евроазиатского сообщества, близкий сердцу путинской России, с трудом стартовал", - пишет автор статьи.

С момента окончания холодной войны Европе и России так и не удалось построить такую архитектуру безопасности в Европе, которая бы позволила установить равновесие от Атлантики до Урала. Между тем попытки продолжаются. Министры иностранных дел 28 стран НАТО собрались на прошлой неделе в Брюсселе, чтобы подготовить предстоящий 8 и 9 июня саммит альянса в Варшаве. Они договорились организовать новое заседание Совета НАТО-Россия, чтобы попытаться преодолеть трудности в отношениях, возникшие после аннексии Крыма и войны на Донбассе. Глава российской дипломатии Сергей Лавров холодно встретил такое предложение, говорится в статье.

Между тем НАТО продолжает укреплять свой восточный фланг, а Россия самым негативным образом восприняла новые этапы размещения элементов ПРО у своих границ. Россия, как заявил российский посол в НАТО, примет в связи с этим все необходимые военные и технические меры.




Отсутствие настоящей архитектуры безопасности в Европе свидетельствует об изменении равновесия между странами и появлении "аполярного" мира, пишет автор статьи. Америка не может реорганизовать мир в соответствии с видением идеологов, окружавших Джорджа Буша-младшего. Китай еще не достиг политической величины, которая бы позволила ему утвердить свою гегемонию на планете. Европейский союз переживает разногласия как по вопросам внешней политики, так и внутреннего единства. Владимир Путин со свойственным ему оппортунизмом сумел воспользоваться этим дисбалансом, чтобы стать "почти непременным действующим лицом" на Ближнем Востоке, в гражданской войне, которая раздирает Сирию.

Остается лишь надеяться на реальное возобновление диалога. В апреле этого года директор по вопросам исследований Brookings Institution Майкл О'Анлон предложил открыть дебаты по "другой архитектуре безопасности в Восточной Европе, которая бы создала реальную зону нейтральных государств, начиная от Финляндии и Швеции до Украины, Белоруссии, Молдавии и Грузии". "Но это сложный путь. Этот вариант предполагал бы уход России из Восточной Украины, Южной Осетии и Абхазии. Но мы еще не дошли до этого. И ситуация настолько напряженная, что Финляндия и Швеция вновь стали задумываться о том, чтобы укрыться под натовским зонтиком. В любом случае, не Европа от Атлантики до Урала завтра будет решать судьбу мира", - заключает автор статьи.