В.Сафонов: "Манас", как много смыслов в этой базе



Бишкек АИФ.
Экс-министр иностранных дел Муратбек Иманалиев заявляет: "База является единственным связующий звеном между киргизским правительством и Америкой. Я бы хотел добавить, что у нас нет хороших отношений не только с Америкой, но и другими западными странами. Поэтому будет правильно, если мы сохраним базу, как единственный канал, связывающий нас с западными странами".

Еще более конкретен и без всяких дипломатических приукрашиваний рубит с плеча бывший первый заместитель министра обороны Мурат Бейшанов: "Не надо принимать поспешных решений. Имидж, безусловно, важен для Киргизии, но когда мы получили от базы $200 млн., а потом еще $40 млн. торопиться не стоит. От России и Казахстана мы не получили за последние три года таких денег, и нам необходимо развивать экономику".

Перефразируя известное выражение можно сказать и так, что у действующих киргизских политиков на уме, у отставников - на языке. Поэтому сколько бы Атамбаев не говорил, что следующий год для американцев в "Манасе" последний, его слова ни чего не стоят, и верить ему, значит заниматься самообманом. Дело даже не в том, что киргизский президент какой-то "коварный и беспринципный тип". Наоборот, это бизнесмен и искушенный политик, который знает тайны бишкекского "Белого дома" со времен первого президента А.Акаева. Но в данном случае он будет следовать курсом своего предшественника К.Бакиева, запомнившегося своими громкими заявлениями о намерении закрыть базу и в последний момент, сделавший реверанс в сторону американцев, подписав с ними новой договор аренды. Подобная тактика лавирования между сильными мира сего позволяла ему получать многомиллионные кредиты у геополитических противников американцев, не желавших усиления влияния янки и их военного присутствия в регионе.

Атамбаев вынужден следовать по проторенной дорожке, потому что у него, по сути, нет альтернативы, а дружба с Америкой приносит республике неплохие дивиденды и позволяет ей хоть как-то выживать. Тут ведь не стоит забывать, что Киргизия одна из беднейших стран. Получив независимость, она оказалось неспособной в условиях рынка и самостоятельной жизни обеспечить за счет собственной ресурсной базы социально-экономическое развитие республики и улучшить качество жизни населения. На ситуацию никак не повлияли два государственных переворота, и каждая насильственная смена власти давала лишь очередной повод для разочарований, и все остается без перемен. Поэтому привыкшая к денежным вливаниям извне и разучившаяся зарабатывать самостоятельно Киргизия, как дешевая куртизанка, и поныне готова отдаться тому, кто окажется щедрее. Республика не в том положении, чтобы отворачиваться от американских денег. Только с начала 2013 года Киргизия получила от американцев более $30 млн., и это не самые последние деньги. Так что киргизам не с руки рубить сплеча и хлопать дверью.




Во-вторых, речь идет не только об арендных платежах за базу. Кроме того база платит за коммунальные услуги, закупает местную сельскохозяйственную и промышленную продукцию, строительные материалы, использует рабочую силу. Таким образом, в 2009 году киргизская экономика получила свыше $107,6 млн., в 2010 году - $131,5 млн., в 2011 году - $150,6 млн., в 2012 году - $142,1 млн. Участвуя в программах НАТО "Партнерство ради мира", "Наука ради мира и безопасности", "Виртуальный шелковый путь", Киргизия регулярно получает от Запада многомиллионную безвозмездную помощь и различные гранты. Только американцы через свое агентство ЮСАИД с 1992 года "вбухали" в Киргизию более $700 млн.

Также следует учесть, что киргизы об этом прямо не говорят, но подозревают своих союзников по ОДКБ и СНГ, давящих на них и обещающих различные посулы в случаи закрытия базы, в неискренности. Иначе говоря, они не без оснований полагают, что если Киргизия сдержит обещания и попросят американцев на выход, то тех с удовольствием приютят соседи, а киргизы потеряют стабильный источник доходов. И поводов для подобных рассуждений предостаточно.

Для бедной Киргизии, на которую, что называется, давят со всех сторон и нет отбоя в желающих разыграть киргизскую "карту", авиабаза "Манас" - шанс усидеть на нескольких стульях, регулярно пересаживаясь с одного на другой. В наше время такую политику признано называть многовекторной. Именно поэтому Киргизия присутствует одновременно "и там и тут". Она является членом ОДКБ, стремится войти в Таможенный союз и в тоже время позиционирует себя как стратегический партнер США. Как заметил эксперт по региональной безопасности Леонид Бондарец: "Киргизия заигралась в многовекторность, она стала способом обогащения правящей элиты". Еще более безжалостную и обличительную оценку такой политике дает киргизский политолог Зайнидин Курманов: "Свое лицо мы уже давно потеряли, и терять нам уже нечего. А вот проблема выживаемости и сохранения себя как государства без денег от Америки в случае закрытия "Манаса" встанет еще острее. Желанные зеленые купюры вливаются в республику щедрым потоком. Щедро прикормленная, она уже давно покорно лижет руку кормящего и будет предано защищать своего "хозяина" от любых нападок".

Источник - ЦентрАзия


Комментарии (1)